Направления воспитательной работы

Воспитательная миссия университета — создание условий для развития профессиональной компетентности обучающихся — их духовно- нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации обучающихся, для приобщения их к здоровому образу жизни.

В качестве приоритетных ценностных ориентиров в воспитательной деятельности университета выступают:

− обучающихся как личность — в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы;

− личное и общественное благо – как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни обучающихся личностного и коллективистского начал;

− свобода и ответственность, право выбора — как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и создания в университете демократического уклада жизни;

− развитие — как основной смысл профессиональной деятельности педагогического коллектива, способствующей развитию творческой индивидуальности обучающихся;

− профессиональная компетентность и гуманистическая ориентация — как главные условия решения профессиональных проблем, стоящих перед будущим специалистом в условиях модернизации общества и системы образования в РФ.

Логика развития педагогического знания, достаточно обоснованные и экспериментально доказанные результаты педагогических исследований, позволяют сформулировать возможные концептуальные идеи построения воспитательной деятельности в вузе.

Концепция развития форм и методов внеучебной и воспитательной работы на основе формирования воспитывающей среды предполагает создание проективной модели личности специалиста с высшим образованием на реализацию, которой, как конечной цели, должен ориентироваться весь образовательный процесс университета.

В соответствии с требованиями ФГОС и с предложенной стратегической целью воспитания молодой специалист должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

− иметь свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности;

− быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в социально-политической обстановке;

− обладать способностью к саморазвитию интеллектуальных и профессиональных качеств;

− иметь потребность в достижениях и самостоятельном принятии решений;

− обладать целеустремленностью и предприимчивостью;

− уважать законы и обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

− проявлять высокую социальную активность во всех сферах жизнедеятельности, стремление к поиску нового и способность находить нестандартные решения жизненных проблем, быть конкурентоспособным в социально-экономической деятельности;

− иметь в определенной степени ориентацию на свои интересы и потребности, на достижение успеха, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

− обладать сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе (гражданско-политическая культура);

− постоянно повышать уровень социально-психологической компетентности.

Кроме того, каждый специалист должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, социокультурной, этнической общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу.

 

Основные направления, формы и методы воспитательной работы

  1. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся

 Система гражданско-патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у обучающихся активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Цель: проведение систематической и целенаправленной работы по формированию у студенческой молодежи российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, ответственности за его состояние и развитие, активной гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Механизмы:

− формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания, любви к своей Родине, чувства общности со своим народом, уважения к истории, готовности к защите Отечества и труду на его благо;

− формирование в молодежной среде общероссийской гражданской идентичности и ответственности на основе приобщения к социальной, общественно значимой деятельности, российским культурным и историческим традициям;

− формирование демократической культуры гражданской общественной жизни через создание и развитие органов студенческого самоуправления, молодежных организаций;

− формирование исторического сознания у студенческой молодежи;

− формирование электоральной и социальной активности будущих специалистов;

− развитие у молодежи уважения к символам государства, к историческим символам и памятникам Отечества;

− привлечение общественности, ветеранских организаций к решению вопросов патриотического воспитания молодежи через развитие механизмов межведомственного взаимодействия с государственными, негосударственными, общественными и иными организациями, объединениями;

− формирование культуры межнационального общения, приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

− формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, религиозного радикализма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

− усиление мер, направленных на предотвращение участия молодежи в любых актах насилия, ее вербовки и вовлечения в акты терроризма во всех его формах и проявлениях.

Формы:

− участие обучающихся в митингах, гражданско-патриотических акциях, демонстрациях, торжественных мероприятиях, посвященных государственным праздникам;

− организация экскурсий по местам боевой славы, в музеи, на выставки, экспозиции;

− участие в мероприятиях, посвященных Дням памяти великих полководцев, Дням воинской славы России;

− организация и проведение мероприятий, посвященных Дню флага Российской Федерации, символам государства;

− участие во Всероссийских героико-патриотических акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Вахта памяти», «Письмо ветерану», конкурс сочинений «Спасибо за Победу!» и др. − организация и проведение встреч с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны;

− проведение работ по поддержанию в надлежащем виде братских могил в парке Университета;

− организация и проведение встреч, творческих вечеров и праздничных концертов;

− оказание шефской помощи ветеранам;

− организация и проведение конференций, круглых столов, презентаций, посвященных героико-патриотической тематике, памятным историческим датам, гражданской проблематике, национальной безопасности Российской Федерации, культуре межнационального общения и др.;

− организация военно-спортивных игр и поисковой работы, военно-исторического клуба;

− организация и проведение мероприятий по профилактике терроризма, вопросам противодействия экстремизму и терроризму;

− проведение тематических кураторских часов в студенческих академических группах по проблемам гармонизации межэтнических и межкультурных отношений;

− участие в избирательных кампаниях разного уровня (в качестве наблюдателей, активистов предвыборных штабов и др.)

  1. Правовое воспитание обучающихся

 Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения молодежи в обществе, выработки уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личных убеждений. Правовое воспитание призвано стимулировать социальную активность обучающихся, стремление вести непримиримую борьбу с асоциальными проявлениями и правонарушениями.

Цель: формирование у обучающихся правового сознания и правовой культуры, включающих в себя знание основных норм права, уважительное отношение к правовым ценностям, установку на проявление социально-правовой активности, реализацию как своих прав и обязанностей, так и отстаивание прав и свобод других граждан.

Механизмы реализации:

− достижение прочных знаний у обучающихся о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности;

− расширение системы правового просвещения обучающихся;

− повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

− создание у молодежи устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы неотвратимости ответственности.

− воспитание у обучающихся чувства глубокого уважения к Законам Российского государства;

− осознание обучающихся своих прав, свобод и обязанностей перед государством и обществом, закрепленных в Конституции РФ, отдельных отраслях законодательства страны, применимых к профилю будущей профессиональной деятельности;

− разработка и осуществление комплекса воспитательных мероприятий по профилактике правонарушений, табакокурения, потребления алкоголя и других асоциальных проявлений в студенческой среде;

− включенность студенческого актива и органов студенческого самоуправления в правоохранительную деятельность, в преодоление асоциальных проявлений и правонарушений в среде студенческой молодежи университета;

− антикоррупционное воспитание, формирование неприятия коррупционных преступлений и персонифицированного понимания коррупции, поощрение нетерпимости к проявлениям коррупции;

− процесс профилактики поведения молодежи, объединенных спортивным фанатизмом.

Формы:

− кураторские часы по ознакомлению обучающихся с Уставом Университета, правилами внутреннего распорядка вуза и студенческих общежитий, другими локальными нормативно — правовыми актами университета;

− участие обучающихся университета в научно — практических конференциях, семинарах и «круглых столах» по вопросам повышения правовой культуры выпускников вуза;

− проведение дней правовых знаний;

− организация встреч студенческого актива с администрацией Университета «Задай вопрос ректору (проректору)»,

− организация деятельности студенческого правоохранительного отряда «Щит», обеспечение порядка на массовых студенческих мероприятиях силами,

− организация и проведение проекта «Новое поколение» на кураторских часах, посвященных профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде,

− проведение с обучающимися университета практических занятий и тренировок по действиям при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта

− проведение открытых лекционных и семинарских занятий по вопросам противодействия экстремизму, национализму и ксенофобии в молодежной среде;

− внедрение системы тренингов, позволяющих ознакомить практических работников молодежного профиля с инновационными способами и технологиями профилактики молодежного экстремизма.

Критерии:

− уровень правой культуры;

− формирование антикоррупционного мировоззрения, устойчивых навыков антикоррупционного поведения, понимание коррупции как аморального деяния;

− знание и соблюдение законов Российской Федерации и норм поведения обучающихся;

− рост числа обучающихся, участвующих в охране правопорядка, в деятельности студенческих клубов и других объединений правовой направленности;

− уровень асоциального поведения на межнациональной почве;

− уровень межэтнической и межконфессиональной враждебности и нетерпимости;

− сокращение количества обучающихся, совершивших асоциальные и противоправные поступки.

  1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся

Нравственная культура характеризует степень освоения обучающимися морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми. Воспитание духовно-нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании.

Цель: формирование у молодежи нравственного самосознания и способности к духовному саморазвитию на основе принципов гуманизма, сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся.

Механизмы:

− освоение обучающимися системы общечеловеческих духовных и нравственных ценностей;

− формирование морального сознания у молодежи, развитие нравственных чувств и качеств, выработка навыков нравственного поведения;

− формирование культуры этического мышления, способности морального суждения, обучение самостоятельному принятию решений в ситуациях нравственного выбора;

− формирование у выпускников университета духовно-нравственных ориентиров, способности противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

− формирование способности осуществлять нравственный самоконтроль;

− освоение обучающися этических правил академического сообщества;

− формирование академической культуры, академической свободы и академической ответственности;

− формирование гуманного отношения к людям и развитие сопереживания, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

− формирование у обучающихся представлений о подлинных семейных ценностях, ориентации на вступление в брак, уважения к институту семьи вообще и к членам семьи;

− формирование ответственного отношения к делу, работе, дисциплинированности.

Формы:

− проведение конференций, круглых столов, семинаров по вопросам духовнонравственного воспитания молодежи;

− организация и проведение благотворительных акций (Дни донора, шефская работа над детскими домами и др.);

− проведение ознакомительных экскурсий в библиотеке Университета, библиотеке им. Никитина;

− проведение гуманитарных акций «Открой свое сердце», «Подари свою игрушку», «Жизнь – это чудо», «Белый цветок»;

− проведение мероприятий, посвященных Православным праздникам, организация паломнических поездок  Православного молодежного центра (ПМЦ);

− организация и проведение мероприятий совместно с РПЦ;

− организация и проведение мероприятий, связанных с историей и традициями Университета, развитие академической культуры и университетских ценностей;

− проведение кураторских часов, ориентированных на содействие духовнонравственному становлению молодого человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли);

− организация и проведение встреч обучающихся с деятелями культуры и науки, с духовными лидерами.

Критерии:

− уровень нравственного сознания личности и его поведенческой моральной готовности;

− глубина моральных суждений обучающихся;

− воспроизводство позитивных социокультурных образцов;

− уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнение основных социально — нравственных обязанностей;

− полнота и объем знаний о духовно-нравственных ценностях, степень интереса к этим знаниям, степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия;

− наличие практического опыта готовности следовать нравственным ценностям в поведении;

− степень готовности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования нравственным ценностям;

− количество обучающихся регулярно участвующих в организации мероприятий, формирующих духовно-нравственные качества личности;

− количество проведенных конкурсов, фестивалей, выставок творческих работ, мероприятий духовно-нравственной направленности.

 

  1. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни

Физическое воспитание в современных условиях нацелено на формирование у молодежи здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

Цель: оптимизация физического развития обучающегося, всестороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей; обеспечение на этой основе подготовленность молодежи к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Механизмы реализации:

− формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, популяризация физической культуры и позитивных жизненных установок;

− усвоение обучающимися навыков здорового образа жизни, воспитание потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;

− сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

− популяризация спорта;

− систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом;

− повышение уровня спортивного мастерства обучающихся;

− развитие физических способностей обучающихся, привлечение их к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

− организация активного отдыха обучающихся как специфической формы реализации спортивно-массовой деятельности и оздоровительного процесса в вузе;

− создание для обучающихся с ОВЗ условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления;

− формирование культуры питания, труда и отдыха;

− профилактика социально-негативных явлений и саморазрушающих видов поведения в студенческой среде;

− осуществление антиникотиновой, антинаркотической и антиалкогольной пропаганды и просвещения среди студенческой молодежи;

− внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

− использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения и вредных привычек в студенческой среде.

Формы:

− проведение вузовских соревнований по различным видам спорта;

− организация работы спортивных секций, тренажерных залов, в т.ч. в общежитиях Университета;

− участие обучающихся университета в региональных студенческих спортивных играх;

− участие обучающихся в сдаче норм ГТО;

− участие обучающихся в чемпионатах Воронежа и России по различным видам спорта;

− участие обучающихся в массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях («Кросс наций», «Лыжня России», Спартакиады МСХ и др.);

− организация и проведение инклюзивных спортивных соревнований для обучающихся с ОВЗ;

− организация и проведение Дней здоровья, цикла мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню борьбы со СПИДом, Всемирному дню без табака и т.п.;

− организация и проведение студенческих акций с целью профилактики социальнонегативных явлений;

− организация и проведение информационно-просветительские семинаров-тренингов по репродуктивному здоровью, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ и основам здорового образа жизни;

− проведение вакцинации обучающихся;

− организация досуга и активного отдыха обучающихся.

Критерии:

− владение средствами самостоятельного правильного использования методов физического воспитания для укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

− сформированность у обучающихся личностных качеств, обеспечивающих их психологическую устойчивость и конкурентоспособность в различных сферах деятельности: стрессоустойчивость, выдержка, стойкость, самоконтроль, способность переносить трудности и управлять своим поведением, сохранять самообладание в сложных ситуациях;

− регулярность посещения обучающимися занятий по физической культуре;

− численность обучающихся, задействованных в работе спортивных секций и команд университета;

− достижения студенческих сборных команд и отдельных спортсменов университета  на спортивных соревнованиях различного уровня;

− знание и соблюдение обучающимися норм здорового образа жизни;

− количество и качество проведения спортивно-массовых мероприятий в вузе.

 

  1. Эстетическое воспитание обучающихся

 Эстетическое воспитание это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний, развития задатков и способностей в области искусства, приобщение к эстетическим ценностям, развитие способности к эстетическому восприятию, эстетического вкуса к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание предполагает формирование у молодых людей убеждений в том, что они являются субъектами и творцами собственной жизни, национальной культуры, созидателями красоты в мире; формирование эстетического отношения к выбранной профессии; воспитание потребности в культурно организованном досуге; создание условий для осознания молодыми людьми значимости эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию.

Цель: формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности обучающихся к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

Механизмы реализации:

− создание атмосферы познавательного и эстетического комфорта в университете, благоприятных условий для гармоничного развития обучающихся;

− раскрытие творческих задатков и способностей студенчества, содействие в овладении обучающимися креативными формами самовыражения в различных сферах деятельности;

− содействие в повышении интереса обучающихся к изучению культурного наследия страны, обогащению общей и речевой культуры, приобщению к изучению классической литературы и искусства;

− развитие самостоятельности мышления, креативности и инициативы студенческой молодежи;

− оказание помощи обучающимся в овладении культурой поведения, внешнего вида, речи, вербального и невербального общения;

− поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

− развитие у обучающихся художественной грамотности, способности воспринимать, понимать и ценить прекрасное − развитие у обучающихся способности к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства;

− создание новых и развитие уже функционирующих творческих объединений обучающихся;

− развитие художественной самодеятельности университета, повышение уровня исполнительского мастерства и расширение репертуара творческих коллективов;

− поиск новых форм и повышение уровня организации позитивного досуга студенческой молодежи, культурно-массовых мероприятий в институтах, в общежитиях и в университете в целом.

Формы:

− изучение талантов, способностей и интересов обучающихся, включение их в творческие коллективы вуза, в т.ч. вовлечение в творческую деятельность обучающихся с ОВЗ;

− развитие художественной самодеятельности университета, повышение уровня исполнительского мастерства и расширение репертуара творческих коллективов;

− развитие вузовского движения КВН;

− организация работы творческих студий и студенческих клубов;

− организация культурно-массовой, досуговой деятельности обучающихся, в т.ч. проживающих в общежитиях Университета;

− организация культурно-образовательных проектов;

− проведение конкурса «Мисс» и «Мистер ВГАУ»;

− организация и проведение фестиваля «Осень первокурсника», «Студенческая весна», подготовка и проведение концертных программ творческих коллективов Молодежного центра Университета;

− поиск новых, активных форм организации досуга студенческой молодежи;

− проведение различных конкурсов, фестивалей, праздников, театрализованных представлений;

− организация посещения музеев, выставок, театров, кинопоказов, концертов; организация встреч с творческими людьми, писателями, артистами, деятелями искусства;

− проведение читательских конференций, презентаций книг, литературных вечеров; − проведение встреч с представителями креативных индустрий;

− взаимодействие с творческими коллективами Воронежа, вузов в сфере культурной деятельности;

− участие в культурно-досуговой жизни города Воронежа («Ночь в музее», «Ночь в театре», «Библионочь» и др.);

− участие творческих коллективов и исполнителей в городских, региональных, всероссийских конкурсах, смотрах, фестивалях (КВН, «Областная студенческая весна» и др.);

− привлечение обучающихся, педагогов и сотрудников к эстетическому оформлению учебных корпусов, кабинетов, аудиторий, общежитий, к созданию эстетического внешнего облика университета.

Критерии:

− способность к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию их содержания и сущности через приобщение обучающегося к миру искусства во всех его проявлениях;

− сформированность у обучающихся такого качества, как креативность;

− культура речи, общения, поведения, внешнего вида, культура организация досуга;

− количество обучающихся, задействованных в творческих коллективах университета;

− количество и качество проведенных в вузе культурно-массовых мероприятий, фестивалей, конкурсов и т.п.;

− разнообразие форм культурно-досуговой работы в университете;

− повышение исполнительского мастерства и расширение репертуара творческих объединений университета;

− понимание различных видов искусства, умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня;

− участие творческих коллективов вуза в международных, всероссийских и региональных фестивалях, смотрах и конкурсах.

 

  1. Экологическое воспитание обучающихся

 Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

Цель: процесс формирования у обучающихся экологически целесообразного поведения как показатель уровня духовного развития личности.

Механизмы реализации:

− формирование системы знаний о средствах и методах защиты человека и среды обитания;

− оказание помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

− формирование гуманного отношения к живой природе;

− формирование экологической культуры;

− формирование экологического мышления;

− формирование экологической компетентности.

Формы:

− соблюдение принятых правил и норм экологически целесообразного поведения;

− овладение навыками экологической и гигиенической культуры;

− проявление социальной активности в общественной жизни и профессиональной деятельности по бережному отношению к природе;

− сформированная внутренняя адекватная личностная позиция по отношению к соблюдению ответственного отношения к природе и природоохранных акций;

− активное участие в решении экологических проблем;

− освоение ценностей здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

− участие в природоохранных акциях;

− участие в студенческих научно-практических конференциях, олимпиадах по экологии, экскурсиях, викторинах;

− участие в акциях «Экологический десант», «Снежный десант», «День Земли», «Экологический час»;

− работа экологических отрядов по благоустройству, уборке и озеленению и т.п.

Критерии:

– количество обучающихся, обладающих навыками экологической и гигиенической культуры;

– уровень социальной активности в общественной жизни и профессиональной деятельности по бережному отношению к природе;

– количество обучающихся, имеющих опыт участия в деловых встречах с экологами, экологическими экспертами, инноваторами для стимулирования уровня компетентности в вопросах экологического воспитания;

– количество обучающихся, участвующих в экологических мероприятиях различного уровня;

– количество обучающихся, участвующих в организации и реализации собственных проектов по экологическому воспитанию.