Инклюзивное образование

Определение инклюзивного образования сформулировано в ст. 2 п. 27 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Образовательный процесс при инклюзивном подходе позволяет обучающимся приобрести необходимые компетенции, согласно образовательным стандартам. Основным субъектом, на которого направлены инклюзивные технологии, является обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие обучающегося с ОВЗ дается в ст. 2 п. 16 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Под «специальными условиями» понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Объем и создание специальных условий для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов всецело зависит от присвоения им соответствующего статуса «ребенок-инвалид» и/или «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
Создание специальных условий при получении образования детьми с инвалидностью во многом зависит от межведомственного взаимодействия органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Инвалидом «является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Информация о наличии общежития, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Места для проживания инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в общежитии № 4.

Входы в общежитие оборудованы стационарными пандусами.

Стоянка автомобилей при общежитии имеет два места для парковки автомобилей инвалидов.

Выделены две комнаты для проживания маломобильных студентов: В12/1 В12/2 (на четыре койко-места), установлена подъемная платформа для подъема инвалидов-колясочников.

Выделена аудитория для инклюзивного обучения: ауд. В10 (кабинет самоподготовки площадью 32 кв. м).
Оборудованы рекреационные зоны, предназначенные для отдыха и восстановления работоспособности инвалидов и лиц с ОВЗ. Оборудован универсальный туалет.
Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания спроектированы в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.
Для контроля на входе применяются контрольно-пропускные устройства шириной в свету не менее 1,0 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках. Дополнительно к турникетам предусмотрен боковой проход для обеспечения эвакуации инвалидов на креслах-колясках и других категорий МГН.
Высота коридоров по всей их длине и ширине составляет в свету не менее 2,1 м. Ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку не менее 0,9 м. Дверные проемы в помещения не имеют порогов и перепадов высот пола. В помещениях, доступных инвалидам, не применяются ворсовые ковры.