Профилактика проявления коррупции

 

 

 

Профилактика проявления коррупции

Структура ресурса (ссылки)
Нормативные документы
Интернет – ресурсы
Литература (по фондам НБ ВГАУ)

УДК 374.3
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФУНКЦИИ
Ибрагимова Е.М. 1, Хамдеев А.Р. 1
1. ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Резюме | Комментарии (0) | PDF (125 K) | Дата публикации: 11.06.2013
Проблема коррупции приобрела сегодня массовый характер и затронула все сферы обще-ственной жизни. Более того, суть коррупции заключается даже не столько в подкупе или продажности лиц из государственного сектора, сколько в разложении и распаде конкретной социальной системы, включая и систему государственной власти.
Главными причинами коррупции являются политическая нестабильность в стране, неэффек-тивные действия властных структур; несовершенное законодательство; экономический кри-зис; низкое правовое сознание народа; бездействие институтов гражданского общества; от-сутствие устоявшихся демократических традиций в обществе; слабая судебная система, не-последовательная в применении законодательства [5].
Тем не менее сегодня в Российской Федерации уже сформирована нормативная база антикоррупционных мер, направленных на ратификацию ряда международных соглашений, а также принято значительное число законов и подзаконных актов. Хотя большинство исследователей достаточно высоко оценивают содержащиеся в принятых нормативных актах антикоррупционные меры, результаты воплощения их в жизнь часто не адекватны масштабам коррупции в стране. Практика такова, что данные антикоррупционные меры пока еще не могут полностью решить задачу противодействия коррупции вследствие их несоответствия формам проявления коррупции, и, прежде всего, не разработанности мер, направленных против порождающих ее условий. В то время как успешность антикоррупционной деятельности зависит от фундаментальной реконструкции общественного и индивидуального сознания, изменения правил поведения как государственных и муниципальных служащих, так и всех граждан [2].
Следовательно, антикоррупционное просвещение общества должно быть неотъемле-мой частью нравственного и гражданского воспитания молодежи, формирования антикор-рупционной культуры, осознания своих прав и обязанностей перед обществом.
Исходя из этого, рассмотрим далее сущностно-содержательную характеристику понятия «антикоррупционной культуры». С целью обоснования искомого понятия рассмотрим сле-дующие понятия: «коррупция», «культура», «антикоррупционная культура».
Начнем анализ с понятия «коррупция». В международном сообществе существует множе-ство определений понятия «коррупция». Однако полной ясности и правовой точности нет. Взгляды российских и западных правоведов на эту проблему существенно отличаются. Рос-сийские правоведы понимают коррупцию исключительно как правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. В свою очередь, западные правоведы расширяют рамки коррупции до девиантного поведения политической элиты, то есть ведут речь в большей степени о нарушении моральных и этических норм [1].
Дж. Най, например, полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу возна-граждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования [8].
Наиболее полное, по нашему мнению, определение коррупции дает С.В. Максимов, пони-мающий под этим термином «использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ» [7, с. 22].
От анализа понятия «коррупция» перейдем к изучению понятия «культура». Феномен культуры относится к центральным, фундаментальным понятиям философии, так как, бу-дучи неповторимым по своей сложности социальным явлением, она связана с наиболее важ-ными социальными процессами. При этом «культура» является и одним из наиболее упо-требляемых в современном языке слов, что ведет к его многозначности и многообразию в словоупотреблении. Более того, термин «культура» нередко используется для обозначения сложных понятий в самых различных научных дисциплинах. Еще в 1871 г. английский этнограф Э.Б. Тейлор предложил классическое определение культуры как некоего комплекса, включающего знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества [6].
Понятие «культура» в научном тезаурусе относительно редко применяется отдельно; обычно говорят о национальной культуре, культуре мышления, культуре здоровья, физиче-ской культуре, культуре поведения, в нашем случае – антикоррупционной культуре. Однако при любом случае употребления данного понятия можно увидеть, что речь в той или иной степени идет о следовании каким-то правилам и нормам, которые, проникая в различные человеческие способы материального и духовного производства, обеспечивают, тем самым, определенный тип социальной организации данного конкретного социума, где и развиваются важнейшие элементы социального организма общества.
При этом в науке понятие культуры означает отношение индивида к миру, через ко-торое он создает и самого себя. Данное отношение к миру определяется, прежде всего, смыслом бытия. Смысл – это содержание и внешнего, и внутреннего бытия человека, когда при определении своего отношения к чему-либо он ищет именно смысл в своей деятельности (например, в рассматриваемом нами контексте индивид должен четко определить для себя смысл своего коррупционного или антикоррупционного поведения). Именно такие смыслы и образуют культуру.
Следовательно, культура в целом – это совокупность духовных и материальных достижений общества, а также может представлять собой социально-прогрессивную творческую дея-тельность индивида в различных сферах бытия и сознания, что является в конечном счете диалектическим единством процессов создания ценностей, норм, установок и т.д. и освоения культурного наследия, направленного на преобразование действительности и на превращение культурного общечеловеческого опыта во внутреннее богатство личности.
Итак, будучи содержательным и многогранным явлением, культура требует сохранения сво-ей целостности и структуризации. Отсюда, когда мы ведем речь о духовной или материаль-ной культуре (например, музыка, театр, религия; или растениеводство, компьютерное обес-печение производства и т.д.), то мы классифицируем различные области культуры; более того, мы относим не только культуру к различным областям действительности, но и саму действительность, и деятельность человека в этих областях.
Рассмотрим далее сущность «антикоррупционной культуры». Это качество личности, вклю-чающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Отсюда антикоррупционная культура – это опреде-ленные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной граж-данской позиции относительно коррупции.
Следовательно, антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необхо-димых для правообусловленного поведения:
• умение распознавать коррупцию как социальное явление;
• умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;
• способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества [3].
Вместе с тем антикоррупционная культура индивида отражает степень и характер развития его личности, что и выражается в уровне правомерности его деятельности. Это говорит в пользу того тезиса, что никто не бывает, как правило, лишен антикоррупционной культуры, просто она бывает либо очень низкой, либо высокой. Итак, антикоррупционную культуру можно рассматривать в следующем алгоритме: правовой багаж индивида – привычка его к законопослушному поведению – правовая активность против коррупции, т.е. способность и мотивация к использованию правовых средств к антикоррупционной деятельности. А это значит не просто стремление индивида строить свое поведение в соответствии с правовыми нормами, а готовность остановить любое правонарушение, связанное с коррупцией.
Поэтому индивид не совершает коррупционных действий, исходя не из-за страха наказания, а, прежде всего, потому, что он сам считает такие действия недостойными и противореча-щими жизненным принципам. В этом, в частности, заключается личностный характер цен-ностно-нормативной сферы индивида, которая и проявляется в антикоррупционной культуре [10].
Таким образом, уровень антикоррупционной культуры можно выразить как в степени освое-ния индивидом своих прав как гражданина, так и использования их с точки зрения исполне-ния обязанностей. Когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то имеем в виду так-же и то, что каждый человек должен:
• уметь истолковывать те или иные положения закона и определять сферу их действия;
• уметь применять в своей жизнедеятельности правовые знания против коррупции;
• находить выход из запутанных правовых ситуаций, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов [9].
В связи с этим можно выделить следующие функции антикоррупционной культуры:
• познавательная функция, которая характеризуется осмыслением индивидом корруп-ционных явлений в правовой практике. В процессе реализации данной функции про-исходят изучение и объяснение антикоррупционных процессов, протекающих в раз-личных системах общества (например: образовательная, политическая и экономиче-ская системы). Познавательная функция не ограничивается только определением или объяснением причинно-следственных связей различных антикоррупционных явле-ний, что нисколько не приближает нас к познанию антикоррупционной культуры. Она нацелена на вскрытие глубинных процессов, в основе которых лежат проблемы, являющиеся сутью, первопричиной возникновения коррупционных проявлений;
• функция моделирования служит средством формирования соответствующей модели антикоррупционного поведения. В процессе реализации данной функции происходит создание некого образа или стандарта антикоррупционного поведения индивида, соответствующего правовым нормам;
• регулирующая функция дает возможность сопоставлять свое антикоррупционное по-ведение с правовыми требованиями.
Как показывает практика, антикоррупционная культура граждан может оказывать серьезное влияние на регулирование правовых процессов; способствовать консолидации различных социальных групп в деле поддержания и укрепления законопорядка в обществе; создавать предпосылки к тому, чтобы граждане уважали закон, что на деле означает способствовать эффективному функционированию правовой системы. Действительность такова, что право-вые представления о правах и обязанностях, разрешениях и запретах становятся основой мо-тивации поведения индивида в направлении его антикоррупционной деятельности, т.е. про-явления им активной роли в установлении и отстаивании законов [4].
Отсюда следует вывод, что антикоррупционная культура индивида отражает его граждан-скую активность и содействует реализации его прав, безопасности и правовой защиты. Од-нако в основе антикоррупционной культуры лежит правовая культура каждого человека, что ведет в конечном счете к устойчивости конституционного строя, укреплению верховенства закона, доступности законодательства, уважению к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности.
При этом необходимо отметить, что когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то культурная преемственность не осуществляется сама по себе; здесь необходима организация специальной системы образования и воспитания молодежи. Более того, усвоение культуры должно строиться с учетом всех закономерностей коммуникативной деятельности. Образо-вание каждого индивида складывается в ходе взаимодействия его с культурой сообщества, где главная роль принадлежит образовательному институту: школам и вузам, поскольку именно они способны вывести учащуюся молодежь за узкие рамки культуры той ниши, в которой они пребывают.
Таким образом, антикоррупционное образование и воспитание является сегодня одним из важнейших факторов формирования антикоррупционной культуры, что в свою очередь спо-собствует противодействию коррупции в России, уважительному отношению индивида к правам других, признанию необходимости права, сознательному соблюдению правовых норм.
Рецензенты:
Валеева Роза Алексеевна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Решетов Юрий Сергеевич, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
________________________________________
Пристатейные списки литературы
1. Гараев Р.Ф., Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. – 2001. – № 2. – С. 43-50.
2. ГоликЮ.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб. : Юри-дический центр Пресс, 2005. – 329 с.
3. Замалетдинов Р.Р., Ибрагимова Е.М., Амирова Д.К. Формирование антикоррупционной культуры у школьников : учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – Казань : Магариф-Вакыт, 2010. – 159 с.
4. Инструменты противодействия коррупции: материалы круглого стола 3 марта 2005 г. / под ред. А. Владиславлева, В. Никонова, А. Салмина. – М.: Фонд «Единство во имя России», 2005. – 80 с.
5. Коррупция и борьба с ней: роль законодательства / под ред. М.Б. Горного. – СПб. : Норма, 2000. – 136 с.
6. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М. : Академиче-ский проект, Трикста, 2003. – С. 496.
7. Основы борьбы с коррупцией / науч. ред. С.В. Максимов. – М. : Спарк, 2000. – С. 22.
8. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. – М., 1994.
9. Пустовалова И.Н. Формирование правосознания – основное условие деинституализации коррупционных отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.advokat-natarius.ru/s27 (дата обращения: 19.05.2013).
10. Ямалнеев И.М. Вопросы противодействия коррупции: учеб. пособие. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. – 56 c.
________________________________________
Библиографическая ссылка
Ибрагимова Е.М., Хамдеев А.Р. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФУНКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3;
URL: www.science-education.ru/109-9329 (дата обращения: 17.06.2015).

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени императора Петра

(ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ)

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ

профессор ___________ В.И. Котарев

___.___.20___ г.

                                                             положение                         

о комиссии по этике

п ВГАУ 3.1.01 – 2015

Вводится впервые

  1. Область применения

1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и действия в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» (далее – Университет) комиссии по этике (далее – Комиссии).

1.2. Настоящее положение обязательно к применению всеми членами университетского сообщества.

  1. Нормативные ссылки

2.1. Настоящий нормативный документ разработан в соответствии со следующими документами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.02.2014 г. № 09-148 «Рекомендации об организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»;
  • Этический кодекс членов университетского сообщества, принятый Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Университета 7 мая 2013 года;
  • Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», утвержденный приказом Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 104-у;
  • И ВГАУ 0.3.01 – 2007 ИНСТРУКЦИЯ. Порядок разработки, регистрации, введения в действие и требования к оформлению нормативных документов.
  1. Основные понятия

3.1. Члены университетского сообщества – преподаватели, сотрудники, студенты и другие категории обучающихся Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I».

3.2. Этический кодекс – документ, описывающий систему общих ценностей, норм и правил поведения, которые являются обязательными для всех члены университетского сообщества.

3.3. Профессиональная этика – это система моральных принципов, норм и правил поведения членов университетского сообщества, которых они должны придерживаться в своей деятельности в конкретной ситуации. Фундаментальные принципы профессиональной этики: гуманизм, законность, справедливость.

3.4. Этические нормы – это сложившаяся система норм поведения, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении поведения члены университетского сообщества.

3.5. Этическими категориями, которые служат для обозначения нравственных чувств, выражающих моральное отношение человека к самому себе, являются честь и достоинство.

3.6. Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений.

В качестве структуры морали выделяются моральное сознание и моральная практика. Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении и нравственной культуре. Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения).

3.7. Имидж Университета – сформировавшийся образ организации, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное влияние на окружающих.

3.8. Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, коммерческий подкуп, получение взятки, злоупотребление полномочиями, либо иное незаконное использование сотрудниками Университета из числа профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), учебно-вспомогательного или административного состава своего должностного положения вопреки законным интересам Университета, общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица

3.9. Субъекты антикоррупционной политики:

а) в Университете субъектами антикоррупционной политики являются:

  • профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал;
  • обучающиеся в Университете;
  • физические и юридические лица, заинтересованные в качественном оказании образовательных услуг и иных услуг в Университете.

б) субъекты коррупционных правонарушений – физические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды.

3.10. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя) Университета влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами  Университета, способное  привести  к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Университета.

Конфликт интересов педагогического  работника ситуация, при которой у него при осуществлении профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, в том числе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

3.11. Личная заинтересованность работника Университета – возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника либо для лиц, находящихся в близком родстве с работником, как-то: родителей, супруги/супруга, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супруга/супруги работника и супругов детей работника, а также для друзей работника, друзей его родственников.

3.12. Коррупционное правонарушение – отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.

3.13. Предупреждение коррупции – деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на изучение, выявление, ограничение либо устранение явлений и условий, порождающих коррупционные правонарушения, или способствующих их распространению.

3.14. Противодействие коррупциискоординированная деятельность сотрудников и обучающихся по предупреждению коррупции, применению мер ответственности к лицам, создавшим коррупционные риски, направление материалов и сведений в правоохранительные органы для применения мер административной и уголовной ответственности по отношению к лицам, совершившим коррупционные преступления и ликвидации их последствий.

Противодействие коррупции в Университете выражается в реализации субъектами антикоррупционной политики следующих мер:

– предупреждение (профилактика) коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции, а также изучение, выявление, ограничение либо устранение условий, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению;

– выявление, предупреждение, пресечение коррупционных правонарушений;

– минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

  1. Общие положения

4.1.   Комиссия создается по решению Ученого совета Университета, является постоянно действующим коллегиальным органом и подотчетна Ученому совету Университета.

4.2.  Состав Комиссии формируется из сотрудников, представляющих все факультеты и структурные подразделения Университета, и утверждается приказом ректора.

4.3.      Комиссии создается в целях:

– формирование благоприятного морально-нравственного климата в коллективе;

– организации надлежащего общественного контроля, открытости в деятельности Университета, установления и укрепления конструктивных отношений членов университетского сообщества;

– осуществления преемственности традиций высоких этических норм, принципов и правил профессионального поведения и взаимоотношений сотрудников и обучающихся, сложившихся в Университете;

– оказания консультативной помощи в разрешении спорных (конфликтных) ситуаций с целью обеспечения благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе;

– создания стабильных правовых, социально-экономических и морально-нравственных основ предупреждения коррупции среди обучающихся и сотрудников Университета.

4.5. Комиссия в своей деятельности руководствуется указанными в п. 2.1. настоящего Положения нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

5.         Принципы и организация деятельности Комиссии

5.1. В своей деятельности Комиссия руководствуется следующими принципами:

– признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

– приоритет профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию;

– законность;

– публичность и открытость деятельности Комиссии;

– комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

– обеспечение четкой правовой регламентации деятельности по противодействию коррупции, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля над ней;

– приоритет защиты прав и законных интересов работников Университета, обучающихся, и их родственников, иных физических или юридических лиц;

– взаимодействие с правоохранительными органами, общественными объединениями и гражданами.

5.2. Вопросы, входящие в компетенцию Комиссии, рассматриваются ее членами посредством коллективного, свободного и гласного обсуждения.

6.         Основные направления деятельности Комиссии

6.1. Информационно-просветительское и нормативное направление:

– информирование сотрудников и обучающихся о нормах Этического кодекса членов университетского сообщества, разъяснение их положений;

– инициирование и проведение мероприятий, направленных на формирование этических норм, принципов и правил профессионального поведения и взаимоотношений сотрудников и обучающихся;

– разработка и внесение поправок в Этический кодекс членов университетского сообщества, разработка приложений к нему;

6.2. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению в преподавательской и студенческой среде.

6.3. Оказание консультативной помощи субъектам антикоррупционной политики Университета по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения сотрудников и поведения обучающихся.

6.4. Содействие в проведении мониторинга состояния соответствия участников образовательного процесса этическим нормам и принципам, анализ и оценка данных проводимых социологических опросов.

6.5. Профилактика случаев нарушения Устава Университета, норм Этического кодекса членов университетского сообщества.

7. Полномочия Комиссии

7.1. Для осуществления поставленных целей Комиссия вправе:

– рассматривать поступившие в Комиссию письма и заявления сотрудников, обучающихся, третьих лиц, связанных с фактами нарушения этических норм и требований Этического кодекса членов университетского сообщества;

– принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности Университета по предупреждению коррупции, а также рассматривать вопросы, связанные с оценкой коррупционных рисков;

– заслушивать на своих заседаниях субъектов антикоррупционной политики Университета и иных заинтересованных лиц;

– анализировать и обобщать данные о коррупционных проявлениях в Университете и о конфликте интересов работников Университета и работников других образовательных организаций, отраженных в заявлениях, жалобах, обращениях, представлениях, направленных в адрес Комиссии, в целях разработки профилактических антикоррупционных и антиконфликтных мероприятий.

7.2. Комиссия осуществляет прием, регистрацию и рассмотрение заявлений, сообщений и иных документов, содержащих информацию о признаках совершения сотрудниками и обучающимися действий, имеющих коррупционный характер или нарушающих нормы Этического кодекса членов университетского сообщества.

7.3. Комиссия назначает и осуществляет служебную проверку поступившей информации.

7.4. Комиссия в соответствии с решением о проведении проверки фактов нарушения этических норм и фактов коррупции вправе:

– привлекать специалистов в соответствующих областях (права, управления, экономической безопасности и других) из числа работников Университета;

– приглашать для заслушивания заявителей и других лиц, информация которых поможет выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение.

7.5. Комиссия к нарушителю Этического кодекса членов университетского сообщества может: применить различные меры воздействия:

– вынести моральное осуждение;

– в отношении обучающегося дать рекомендации по исправлению своего поведения;

– направить руководству Университета мотивированное представление о применении к нарушителю мер дисциплинарного взыскания (замечание; выговор; отчисление обучающегося; отстранение преподавателя от приема экзаменов (зачетов); увольнение сотрудника).

7.6. Создавать рабочие группы для изучения вопросов, касающихся деятельности Комиссии, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комиссии.

7.7. Выступать с предложением о проведении анонимного анкетирования сотрудников и обучающихся Университета на предмет соблюдения положений Этического кодекса членов университетского сообщества.

7.8. Осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами.

7.9. Изучать, обобщать и распространять опыт по внедрению принципов Этического кодекса членов университетского сообщества.

8. Порядок работы Комиссии

8.1. Очередные заседания Комиссии проводятся два раза в течение текущего учебного года по окончании каждого семестра. По мере необходимости могут проводиться внеочередные заседания Комиссии.

8.2. Повестка дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Комиссии утверждаются Председателем Комиссии.

8.3. Материалы к заседанию Комиссии (за исключением материалов, носящих конфиденциальный характер) направляются секретарем для ознакомления членам Комиссии не позднее, чем за два дня до дня заседания Комиссии.

8.4. Заседания Комиссии ведет председатель Комиссии, а в его отсутствие – по его поручению Заместитель Председателя Комиссии.

8.5. Присутствие на заседаниях Комиссии членов Комиссии обязательно. Делегирование членом Комиссии своих полномочий в Комиссии иным должностным лицам не допускается. В случае невозможности присутствия члена Комиссии на заседании он обязан заблаговременно известить об этом председателя Комиссии или секретаря Комиссии.

8.6. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов.

8.7. Заседания Комиссии по рассмотрению  персональных дел сотрудников или обучающихся Университета в действиях которых, на основании  поступивших  материалов  и  проведенной  служебной  проверки, усматриваются признаки коррупционных проявлений, конфликта интересов, нарушения требований Этического кодекса членов университетского сообщества, проводятся  с обязательным участием, последних.

В случае невозможности присутствия на заседании сотрудника или обучающегося, по персональному делу которого проводятся заседание, он обязан заблаговременно известить об этом председателя Комиссии или ее секретаря.

8.8. Решения Комиссии принимаются на ее заседании путем открытого голосования простым большинством голосов от общего числа присутствующих на  заседании членов Комиссии. Каждый присутствующий на заседании член Комиссии имеет один голос. Голос председательствующего на заседании является решающим при равном числе голосов.

8.9. Заседание Комиссии оформляется протоколом, который подписывает
председательствующий и Секретарь.

8.10. Решения Комиссии вступают в силу после его утверждения ректором Университета.

ОТВЕТСВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ                                        М.Н. ШАХОВА